Главная : Аудиокниги : Личная лента :

Недельная глава `Шофтим` ~ А.Бленд
katia-ed
30 августа 21:50
А.Бленд

ШОФТИМ (Судьи) (48)

Дварим (Второзаконие) 16:18-21:9

Недельная глава Шофтим, пятая книга Моисеева.

Моше знает, что настало его время уходить.
И в последних своих речах Моше говорит не просто о законе, он говорит о том, как этот закон приводить в действие.

Закон, для того, чтобы он хорошо работал, нуждается в справедливых судьях. Для того, чтобы закон хорошо работал нужны две категории людей: судьи и полицейские (надсмотрщики).

Моше хочет, чтобы судьи унаследовали его чувство справедливости. Поэтому он говорит,- взятка ослепляет глаза мудрых, взятка искажает слова праведного. Справедливости надо добиваться через справедливость.

Все это касается того, как работает закон.
У окружающих было принято (это принято и сейчас), чтобы судье приносили подарки.

Когда народ Израиля был в пустыне, он был кочевым народом.
Сейчас он переходит из кочевого состояния на оседлое состояние. У него будут соседи. У этих соседей можно научиться взяточничеству, искажениям судей, и Моше заботится, чтобы этого не случилось. Поэтому он говорит не только о том, что нельзя взять взятки, но и говорит о том, что это изменяет в природе.

Еще одна важная вещь, о которой говорит Моше, касается изменения жизни в Израиле.

Моше говорит, что когда придешь в землю и заселишь ее, ты скажешь,- «Поставлю-ка я над собой царя.»
И комментаторы спорят, «поставишь над собой царя» - это пророчество или повеление?
И большинство комментариев считает, да, это заповедь.

Но можно посмотреть на это и под другим углом.
Моше говорит, что может случиться так, что, посмотрев на соседей, посмотрев на своих судей, ты решишь поставить над собой царя.
Потом мы видим в книге Самуила, что народ попросил поставить над собой царя, когда увидел, что сыновья Самуила не пошли по его пути.

Народ пришел к Самуилу и сказал ему,- ты уже старик, а твои сыновья не идут твоим путем, они взяточники, поэтому поставь нам царя.

И Моше видит эту ситуацию, видит заранее, что так оно могло случиться, и поэтому дает разрешение. Говорит,- Да, если ты хочешь, ты можешь поставить царя.

Еще один важный момент, последствия которого мы видим и сегодня. Когда женщина зажигает субботние свечи, она благословляет Всевышнего, который заповедал ей это делать. Еще один момент – перед едой евреи благословляют Всевышнего. Но, когда мы читаем Писание, мы не видим там повеления зажигать субботние свечи. Мы не видим там и повеления молиться перед едой! Мы видим там, что Всевышний заповедал молиться после еды.

И вместе с тем, мы видим, что Всевышний заповедовал там, что если у человека есть какой-то вопрос, то ему надо придти с ним к судьям в Иерусалиме. Естественно, то ли у человека какое-то затруднение, то ли он чего-то не знает, то он идет к священникам, спрашивает, и они дают ему ответ.

Это становится законом.

Это устное повеление судей привело к тому, что евреи стали благословлять перед едой.
По закону Торы написано – будешь есть, насытишься и благословишь.
Но мудрецы постановили молиться перед едой тоже.

Мы видим, что Иешуа благословляет хлеб перед едой. То есть, Он принимает устное постановление. Принимает на том основании, что мудрецы имеют силу устанавливать закон.

Еще один важный момент Писания, который здесь звучит, это запрет колдовства.
Колдовство, в определенной степени, похоже на взяточничество.
Мы знаем, что у Всевышнего есть очень много служителей – духов и ангелов. Есть такой соблазн – договориться с ангелом, местным, не обращаясь ко Всевышнему. Зажечь ему свечу, или принести ему какую-то жертву, произнести какое-то заклинание. Это, своего рода, взяточничество.
И в этом есть отрицание власти Всевышнего. Когда мы делаем что-то в обход закона, мы восстаем против Царя, отрицаем Его власть. Поэтому Тора выражает такое отрицательное отношение к колдовству.
Для того, чтобы слышать голос Всевышнего, даются пророки. А все остальное - методы взывания ко Всевышнему: методы вызывания духов, гадания,- Тора запрещает.

В связи с тем, что народ переходит на оседлый образ жизни, дается заповедь о границах. Запрещено расширять свой двор за счет двора своего соседа. Запрещено делать что-либо во дворе своего соседа. То есть, Тора заповедует уважение к границе.
Это касается не только географических границ двора, это касается и вопросов предпринимательства. Если в каком-то городе есть небольшой магазин, которому не очень хватает места, который не имеет огромных прибылей, который не очень справляется,- запрещено пытаться выжить этот магазин с рынка. То есть, нужно уважать то, что магазин сформировал себе определенную территорию продажи. Похожий закон применяется сегодня к распространению музыки, например, в интернете. Если мы берем чью-то музыку и распространяем ее бесплатно без разрешения, мы препятствуем торговле этого человека и отодвигаем его границы. Это тот же принцип.

Есть еще более глубокий уровень этой заповеди. Очень часто мы пытаемся влезть в чужую личную жизнь. Влезаем в какие-то личные отношения людей без того, чтобы нас об этом просили. Это тоже нарушение чужих границ. Нужно очень осторожно к этому относиться.

Относительно судебной системы,- есть запрет выносить судебное решение на основании одного свидетеля. Если свидетели дают ложные показания, чтобы оговорить человека, то им полагается то наказание, которое полагалось за то преступление, в котором они обвинили.
Это тоже связано с тем, что люди будут жить в городах, между ними будут какие-то разбирательства и такие свидетели могут возникнуть. В городах люди будут не так на виду и появится возможность оговора.

Поскольку народ уже будет не в походном состоянии, изменяются и законы войны. Священник говорит с народом перед боем. Он должен напомнить, что Всевышний идет воевать за народ. После этого он освобождает тех, кто женился в этом году, человека, который только посадил виноградник или только построил дом. Еще одна группа, которая освобождается – любой человек, который боится войны. То есть, достаточно человеку сказать, что он боится, что он слаб сердцем, и он может не идти воевать. То есть, только тот, в ком есть смелость, в ком есть (?) к войне, тот и на войну идет.

Потому что народ уже не в походе, народ уже не в пути, и люди будут рождаться разные.

Таковы законы, которые Моше дает народу в этой главе. Часть из них привела к тому, что мы сегодня имеем новые законы, но даже будучи новыми, они все равно часть Торы Моше.
alek-sachka
30 августа 22:14
Шаббат шалом, труженица!
katia-ed
30 августа 22:16
Шавуа тов!!! :D
alek-sachka
01 сентября 20:29
Шавуа тов! )
На главную
О проекте
Программы
Контакты

Полная версия
Вход