katia-ed
19 августа 19:43
А.Бленд
РЭЭ (смотри)
Дварим (Второзаконие) 11-26-16:17
У нас недельная глава Реэ, Пятая книга Моисеева.
Недельная глава содержит много заповедей, связанных с тем, что народ Израилев входит в землю.
Моше говорит,- когда войдете в землю, не делайте так, как вы делаете сегодня – каждый, то что правильно в его глазах. (Дварим (Второзаконие)12:8 «Вам нельзя будет поступать так, как мы поступаем здесь сейчас, — каждый <делает то>, что считает правильным.»
Это выражение можно понять двумя путями.
С одной стороны можно сказать так, что сегодня каждый делает так, как правильно в его глазах. С другой стороны,- не делайте так, как мы поступаем сегодня, но пусть каждый делает то, что правильно в его глазах.
И, соответственно, когда есть возможность двух пониманий, у евреев есть оба понимания.
С одной стороны, можно сказать, что народ, наконец-то, живя в стране Израиля, должен повзрослеть и начать подчиняться Всевышнему.
Чуть позже Тора говорит, что не на любом месте можно приносить жертвы Всевышнему, а можно приносить жертвы только там, где Всевышний повелит.
Действительно, мы знаем, что во времена Шмуэля, во времена пророка Илиягу, во времена судей, всегда люди строили разные возвышения, они назывались бамОт, и приносили там жертвы.
Мы видим, что пророк Илиягу на горе Кармель совершил жертвоприношение. И даже Бог принял его жертвоприношение.
И только много позже, во времена царя Иосии были уничтожены эти бамоты и все было принесено в один храм.
И тогда возникает вопрос,- что плохого в этих возвышениях? Почему Тора их запрещает?
К тому же, мы видим, что Всевышний принимает жертвоприношения, которые здесь приносятся.
История показывает нам, что возле каждой деревни была своя высотка, на которой приносились жертвы. И народу не надо было никуда ходить, каждый видел красивое место, и народ приносил там жертвы.
И всегда это приводило к тому, что народ начинал впадать в духовный блуд. Потому что не было единого мерила, и терялся образ Создателя. Происходили смешения с другими народами, и народ шел за другими народами, которые рядом приносили жертвы.
По этой причине Всевышний говорит,- не делайте каждый, как повелевают глаза.
Вроде бы вначале каждый служит Богу, и каждый ищет какого-то пути, как ему кажется правильно Всевышнему служить.
Почему Всевышний против, чтобы на каждой горке, на каждом холме Ему приносили жертвы?
Всевышний избрал одно-единственное место для жертвоприношений. Потому что Он хочет единой системы, единого понимания.
То есть, не дано человеку в одиночку решить, что – истина, что – не истина, что – свято, что – не свято. Какое место подходит им, какое не подходит.
И, для того, чтобы так не происходило, есть одно место, в котором собираются все, все могут проверить друг друга, все приносят жертвы в соответствии с единой системой.
Но, с другой стороны, есть и другое понимание, совершенно другое.
Оно говорит, что сегодня, пока мы ходили по пустыне, мы не могли делать каждый - как он хочет, каждый - как хорошо в его глазах.
Пища была одна на всех. В конечном счете, весь народ был в длинном одном походе. Этот поход как-то ограничивал, невозможно было много чего делать в одном таком походе.
Сейчас, когда Израиль вошел в Святую землю, он освобожден от этих ограничений похода. И поэтому каждый может жить своим умом, своим пониманием, будучи свободным от того, что другие оказывают на него влияние и давление.
Это, так же, и освобождение от прошлого.
Человек, который страдает наркоманией или алкоголизмом, не может делать то, что хорошо в его глазах.
Вхождение в Святую землю, это его освобождение.
Но рядом с ним всегда окажутся его бывшие друзья, которые будут ему говорить,- давай выпьем, давай уколемся... им очень сложно отказать. И человек опять может начать оглядываться на близких, на друзей, и попасть в эти самые ограничения. У евреев были такого же рода ограничения от похода через Синай.
И всевышний говорит,- ты свободен, Я даю тебе свободу искать служения Мне, не оглядываясь на других.
Такие два понимания есть у этого стиха, у этого фрагмента.
С этим можно увизать еще один фрагмент главы, это 26-й стих 11-й главы
(Смотрите же, сегодня я предлагаю вам благословение или проклятие:) – с этого, собственно, начинается наша недельная глава.
Дварим (Второзаконие)11:26-28
(26. Смотрите же, сегодня я предлагаю вам благословение или проклятие:
27. благословение — если будете внимать заповедям Господа, вашего Бога, которые я передаю вам сегодня,
28. а проклятие — если не послушаете заповедей Господа, вашего Бога, и свернете с пути, который я указываю вам сегодня, и последуете за другими богами, о которых вы и не знали.)
– Я кладу сегодня перед вами благословение и проклятие.
Тут есть небольшая тонкость в языке Торы.
В первый раз Тора говорит,- благословение, когда вы послушаете заповеди Бога. А проклятие,- если не послушаете.
То есть, благословение дается без всяких условий.
Благословение дается для того, чтобы человек мог слушать Тору. И больше того, можно понять, что само слышанье Торы, это уже благословение.
Получается, что в тот момент, как только зазвучали слова Торы, немедленно человек уже получает благословение.
Когда был разрушен первый храм, пророк Иеремия составил книгу плача о разрушении храма.
Эта книга называется «ИхА» (как она называется по фински – не знаю), Плачь Иеремии,- разве из уст Всевышнего исходит бедствие и благо?... или,- не из уст ли Всевышнего исходит?...или,- только из уст Всевышнего?... – по-разному можно понять.
И комментаторы спрашивают, почему зло упомянуто во множественном числе, а добро – в единственном?
В единственном числе было «благо», а во множественном – «бедствия».
Комментаторы спрашивают,- почему же дано «бедствие» во множественном числе, а благо – в единственном?
И комментаторы отвечают на этот вопрос, что благо дается человеку, как вообще возможность делать добрые дела. Само свойство добродетели, которое дается человеку, свойство слышать Писания, это и есть благо.
Оно одно.
И у него плодов. Каждое доброе дело человека, это плод того самого блага. То есть, благо – это причина, а добрые дела – это следствие.
А с бедствиями происходит наоборот. Каждые наши злые дела, они влекут за собой бедствия. Злые дела – причина, а бедствия – следствие.
То есть, наоборот.
И поскольку злых дел может быть много, бедствия названы во множественном числе.
То есть, с того момента, как человек услышал Тору, само слышанье – это и есть благословение. И не надо ждать какого-то вознаграждения за слушанье Торы или за добрые поступки, потому что само слышанье – есть вознаграждение, сами добрые поступки – есть награда.
Как раз свобода совершать добрые дела – есть то благословение, которое нам дано.
Есть еще один важный момент, немного нерациональный.
Тора говорит,- когда человек отпускает на волю раба, должен дать ему и от скота своего, и от вина своего... то есть, благословить его обильно во всем.
Получается, что человек не только отпускает на волю раба, это ведь уже убыток, но он еще и приплачивает ему.
Тора дает такую причину,- помни, что ты был в стране Египетской, и тебя освободил Бог твой.
Когда евреи выходили из Египта, то Бог так расположил сердца египтян, что они давали им и одежды, и украшения, и золото. Всевышний сделал так, что их не только отпускали, но и давали им подарки. Это действие Бога.
В нашем случае Всевышний говорит, что в сердцах людей, в сердцах евреев будет происходить та же самая работа. И призывает евреев не препятствовать этой работе Духа.
Когда есть милость отпустить раба и еще и заплатить ему, когда есть милость проявить нерациональную щедрость в отношение оплаты труда, возможно, это работа того самого Духа в человеке.