Главная : Аудиокниги : Личная лента :

Недельная глава `Корах` ~ А.Бленд
Выпуск 471
katia-ed
17 июня 12:12
38. КО́РАХ (Корей)
Бемидбар (Числа) 16:1-18:32
Тора онлайн
А.Бленд

Шалом!
У нас недельная глава Корах. Четвертая книга Моисеева с начала 16-й до конца 18-й главы.
Глава посвящена первой в истории, первой в истории описанной попытки революции.

Корах восстает против Моше.

Основная мысль, которую Корах излагает в 3-м стихе 16-й главы,- «Вся община одинаковая, почему же ты превозносишься?»

То есть, мы видим здесь, в некотором смысле, борьбу за равенство.

И стоит спросить, что же такого случилось, что Корах решил оспаривать право Моше на власть?

Еще за полтора года до этой истории Моше возглавил Израиля. Во время казней египетских всё происходило по слову Моше. И Красное море расступилось по слову Моше. И во время дарования Торы все видели, как Моше говорит со Всевышним, как Всевышний говорит с Моше...

В отношении Аарона тоже можно задать такой вопрос. Аарон к тому времени уже полгода священник в новом шатре завета.
Почему именно в этот момент, после того, как вернулись разведчики, Корах подымает этот бунт?

Еврейские мудрецы дают много разных объяснений. Мы остановимся здесь на одном из этих объяснений.

Моше, как лидер Израиля, изначально имел три задачи.

Первая задача была – вывести Израиль из Египта. И Моше к тому времени с этой задачей справился.

Вторая задача, это привести Израиль к горе Синай, к получению Торы. С этой задачей тоже Моше справился.

И третья задача – ввести народ Израиля в землю обетованную.
И вот, именно с этой задачей возникла проблема.

Вернулись разведчики и стали говорить, что землю невозможно завоевать. Народ стал оплакивать горькую свою участь.

Всевышний наложил на народ наказание. Наказание это в том, что народ будет оставаться в пустыне сорок лет, и что Моше не введет народ в землю. Это сделает Иешу́а через сорок лет. Иегошу́а.

Кроме всего, что все это означает, это означает, что больше у Моше, как у лидера народа Израиля, задач нет. Ему вовсе некуда вести народ теперь. И всё, что произойдет в дальнейшем, произойдет без его участия.

Если мы откроем пятую книгу Моисееву, во второй главе, в стихах 16 и 17 говорится, что когда умерли все ходящие на войну, тогда «говорил мне Господь»,- говорил Моше так, да?
«(16) И было, когда все боеспособные люди окончательно вымерли из среды народа,

(17) Говорил мне Г-сподь так:...»
Дварим 2:16-17

Здесь, в оригинальном тексте используется слово «ва-йедабэ́р» - говорил лицом к лицу.

И комментарий Ра́ши на это место говорит так,– до сих пор, с момента отправки разведчиков до этого места не было сказано «ва-йедабэ́р», но было сказано «ва о́мэр» - и сказал.

В чем разница между этими словами?

«Ва-йедабэ́р», это «и разговаривал». То есть, подразумевается возможность ответить. Когда разговаривают, можно ответить.
А слово «ва о́мэр» означает, собственно, обращение – и объявил.

То есть, не было с момента ухода и возвращения разведчиков и до этого места в пятой книге Моисеевой, не было прямого общения, именно общения, между Богом и Моше.

То есть, пророческий уровень Моше был занижен.

Почему такое происходило? Потому что такое близкое общение возможно только ради народа Израиля. Пророчество такого уровня дается только ради народа Божьего.

И пока народ Израиля был в наказании, этого откровения не было.

Мы можем увидеть похожую историю в ситуации с золотым тельцом.

Талмуд рассказывает об этом. Когда Израиль поклоняется золотому тельцу, Всевышний говорит Моше,- «иди и спустись». Это 32-я глава второй книги Моисеевой.

Талмуд говорит, что это «спустись» означает «спустись от своего величия, спустись с этого пророческого уровня.»

То есть, этот пророческий уровень, он дан Моше только ради народа Божьего.

И вот, тогда из-за греха разведчиков Моше потерял это высокое пророческое помазание (можно сказать так).

И, естественно, возникает вопрос,- если высокого пророческого дара нет, если Моше просто слышит иногда обращение от Всевышнего, если у Моше нет больше никакой миссии, то зачем он, собственно, превозносится?

И отсюда возмущение Кораха. Если ситуация сложилась так, что народ в землю в ближайшее время не войдет, то в чем суть, почему Моше остается у власти? Почему вообще не построить общество всеобщего равенства?

В этом суть претензии, которую предъявляет Корах.
И в чем же тогда ответ, такой жестокий, можно сказать, ответ, который Корах получает? В чем ошибка Кораха?

Вероятно, в том, что избранничество не зависит от наделения миссией.

Моше был избран на то, чтобы руководить народом, и это была основная функция. Все остальное только следовало из нее.

Поэтому, пока народ существовал, существовала и эта функция Моше.

Можно провести параллель с народом Израиля. С народом Израиля в наше время. Можно сказать, народ Израиля не принял Мессию и народ Израиля пережил изгнание и разрушение храма.

И возникает вопрос,- если так все случилось, то в чем суть избранности Израиля? И поэтому говорят «народ Израиля потерял свою историческую функцию и больше нет ничего особенного в народе Израиля.»

А есть и такие, которые хотят занять место народа Израиля.
Именно на примере Кораха видно, насколько такой подход неверный и опасный.

И избранность Израиля не перестала быть избранностью с падением Израиля. И ошибка Кораха считать, что Израиль перестал быть избранным народом, потому что избранность, она раз и на всегда, а не на какие-то конкретные функции.

Об этом важно помнить, и это основной урок сегодняшней главы.

Тора онлайн
С финским переводом
У Александры с финским переводом
на ютубе без финского перевода
На главную
О проекте
Программы
Контакты

Полная версия
Вход