17. ИТРО (Иофор)
Шмот (Исход) 18:1-20:26
А.Бленд
В 19-й главе второй Книги Моисеевой мы читаем в четвертом стихе: «Вы все видели, что Я сотворил Египту и вознес вас на крыльях орлов и поднял вас к Себе.»
4. Вы видели, что Я содеял Мицраиму,и поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне.
Шмот19:4
И многие мудрецы толковали этот стих... Зачем Всевышний говорит о том, что евреи видели, что Всевышний сделал Египту?
Среди египтян было много неправды. Можно сказать, что египетский народ был народом, погрязшим в грехе. Может быть, конечно, не больше, чем другие народы, но все же, за свои деяния, за свои грехи египетский народ заслужил наказание.
Но, все-таки, здесь Господь говорит о наказании Египта в том значении, что Египет наказан за Израиль. То есть, не за многочисленные грехи Всевышний наказал Египет, но за то, что Египет угнетал Израиль. Только за этот грех. Если бы Египет был наказан за грехи, то не нужно было так по-отцовски говорить об этом Израилю.
Во второй части стиха Всевышний говорит, что вознес Израиль как на крыльях орла.
Похожая фраза есть в песне в последней, заключающей части Торы, в пятой Книге Моисеевой, 32-я глава, 11-й стих:
11. Как орел пробуждает свое гнездо, над птенцами своими парит, простирает крылья свои, берет его, несет его на своем крыле.
Дварим 32:11
Как понять эту метафору Торы?
Птицы обычно носят своих птенцов в лапах, потому что они боятся, что другие птицы могут на них налететь. Но орел, он не боится других птиц.
И подобно этому, Тора говорит, что Всевышний выводил народ из Египта так, что не надо было бояться каких бы то ни было врагов вокруг. Кроме того, говорится не об одном орле, а о крыльях орлов, о многих орлах. Мудрецы рисуют образ, как будто все небеса просто заполнены орлами.
То есть, есть полная поддержка, огромное количество небесных сил, направленных на помощь Израилю.
И Всевышний говорит, что все эти усилия были направлены на то, чтобы принести народ Израиля к Себе.
Чтобы понять этот стих в целом, можно немножко отделить его от еврейской истории.
Сами евреи говорят, что избавления Всевышнего, они похожи одно на другое. Поэтому мы можем смело сравнить исход из Египта с избавлением, со спасением через Мессию. Всевышний разрушает мир, который нас порабощает. Как кто-то может быть освобожден от наркотической зависимости, кто-то – от менее бросающейся в глаза привычки...
Суть в том, что Всевышний разрушает греховную природу, греховные оковы человека. В этом суть первой фразы «что сделал Я Египту».
Всевышний делает это самым открытым способом, не боясь никого вокруг. Он раскрывается как самая большая, высшая сила, какая только есть.
И все это делается не только потому, что Всевышний противостоит злу, но это уничтожение оков, оно происходит не из ненависти ко злу, а из любви к нам.
Не цель разрушить Египет сама по себе, а цель – привести нас ко Всевышнему.
Тут важно понять цель «принесения к Себе», что значит «принес вас к Себе»? Для этого нужно обратиться к Торе, посмотреть, в каком контексте сказан этот стих. Этот стих говорится в преддверии служения на горе Синай.
То есть, Всевышний освободил нас от нашей греховной природы, вознес нас на крыльях орлов, принес нас к Себе, чтобы дать нам определенное послушание, чтобы мы служили Ему.
Само по себе принесение нас ко Всевышнему, оно для дарования нам Закона.
Как это можно увидеть в жизни мессианского верующего?
Часто мы слышим свидетельство человека, который рассказывает нам о том, что сделал для него Бог. Человек говорит о том, что был, скажем, наркоманом и излечился, и теперь он свободен от этой зависимости. Человек больше вообще не прикасается к наркотикам, и говорит,- «Бог меня освободил, теперь у меня мир с Богом.»
Тут мы видим, что из понимания первых двух частей этого стиха, он увидел, что Всевышний разрушил его «египет», что пронес его на орле. Он еще не увидел, что значит «принес его к Себе»...то есть, человек заключил, что у него мир со Всевышним, при этом не известно, служит ли он Всевышнему...
То есть, наше освобождение, это только вступление к завету со Всевышним.
Цель разрушения Египта и цель вознесения нас на крыльях орлов, это, по сути, заключение завета между нами и Всевышним.
Важно не путать, что это еще не сам завет.
Поэтому стоит человеку верующему проверить себя, освобожденного, есть ли у него завет со Всевышним?
Приняли ли мы на себя послушание, служение Всевышнему?
Исполняем ли мы Его волю?
Наша часть – исполнение закона.
Источник
Источник