13.ШМОТ (Вот имена)
Шмот (Исход) 1:1-6:1
А.Бленд
Недельная глава «Шмот», соответственно, первая глава второй книги Моисеевой.
Мы можем увидеть, что Моше, в некотором смысле, противоположность Йосефа.
Йосеф родился в святой земле. Он не просто израильтянин, он любимый сын Израиля отца. И заканчивает он свою жизнь, как египтятин. Он оседает в Египте, становится частью Египта и становится частью системы Египта.
Моисей – нечто прямо противоположное. Он рождается в Египте, он плоть от плоти – египтянин. Он, видимо, одевается как египтянин. И весь его жизненный путь, это путь возвращения в землю Израиля.
Если Йосеф, это спуск Израиля в Египет, то Моше, это обратный путь. Можно сказать, Йосеф, это спуск, а Моше, это подъем.
И, момент, когда Моше начинает возвращение к Израилю, когда ему открывается Всевышний из несгорающего куста. Моше начинает спорить со Всевышним, говорит о том, что у него не будет достаточно аргументов... Всевышний приказывает Моше собрать старейшин, и обещает ему, что старейшины прислушаются к его голосу. Это третья глава, восемнадцатый стих.
« И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Исраэйлевы к царю Египетскому, и скажете ему: Г-сподь, Б-г Иврим, явился нам, а теперь мы бы пошли на три дня пути в пустыню и принесли бы жертвы Г-споду, Б-гу нашему»
Шмот(Исход) 3:16
В ответ на это Моше (в начале 4-й главы) возражает, говорит,- «Они не поверят мне, не послушаются моего голоса. Они скажут,- тебе не открывался Господь».
Можем ли мы видеть в этом выражении неверие?
Всевышний обещал, что его послушают.
Он октрыл Моше Свое имя, чтобы они по имени могли Его узнать.
И все же Моше говорит,- они мне не поверят и они меня не послушаются. Моше действительно так считает...
Есть очень много комментрариев на этот счет.
Рамбам обращает внимание на то новое, что случилось в данном случае. Рамбам говорит, что до этого Всевышний обращался уже к праотцам. И все же, никогда не было такого, чтобы Всевышний говорил кому-то из отцов, идти и учить чему-то других. Всевышний обращался к людям и призывал их делать какую-то внутреннюю духовную работу. Но Он не призывал людей идти и становиться учителями.
Именно поэтому, по мнению Рамбама, Моше могли не поверить. Это что-то новое, чего еще не знали люди.
И Рамбам говорит, что именно в этом заключалась удивительная функция Израиля.
Рамбам говорит, что суть существования Израильского народа именно в том, чтобы быть посланником Бога. Это было одним из предназначения схождения в Египет: чтобы Израиль, живя среди другого народа, учился этот народ учить. И когда пришла готовность к этому, к Израилю был послан Моше.
На этом закончилось изгнание в Египет.
И мы можем увидеть параллель существования Израиля в Египте и той ситуации, в которой Израиль находится сейчас – Израиль находится в рассеянии. Уже не в какой-то отдельной стране, он рассеян среди многих народов.
И это снова для того, чтобы научить чему-то народ Израиля. Мы можем предположить, что это для того, чтобы научить Израиль учить другие народы.
На основании такого предположения можно понять слова Апостола Павла о том, что народ рассеян, пока не будет возбуждена ревность в язычниках.
Ревность у язычников, это ревность по Торе, по закону. И когда эта ревность появится, Израиль должен оказаться готовым придти и стать учителем для других народов.
То, о чем говорит Павел, что если от падения их – столько Славы, сколько же будет от восстановления?
«Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.» (Римлянам 11:12)
Источник
Источник