7.ВАЕЦЕ (И вышел)
Берешит (Бытие) 28:10-32:3
А.Бленд
Недельная глава Ваеце начинается с того, что Иаков выходит из Бершебы, бежит из дома отца.
И первое, что происходит, он видит сон. Во сне он видит лестницу и восходящих по ней Ангелов.
Этому сну посвящено бесчисленное количество комментариев.
Есть подход, который видит в бегстве Иакова прообраз еврейского народа.
Если посмотреть, то это, действительно, первое изгнание.
В описании лестницы, которую видит Иаков, есть одна необычная деталь. Направление, в котором стоит лестница, указано двойное: это одновременно лестница в небо и лестница в землю.
Мудрецы видели в ней образ жизни человека в этом мире.
С одной стороны, душа, корень которой на небесах, заключена в теле. С другой стороны, тело, происхождение которого из земли, стало сосудом для души.
И у человека две возможности: опустить Божественное на землю, то есть, использовать Божественное благословение, наличие души на земное процветание. Или подчинить земное небесному – заставить тело подчиниться душе, через это раскрыть Божественное в мире.
Каждый человек выбирает один из двух этих путей.
Мудрецы видят в этом выбор, за которым Иаков, собственно, и пошел в изгнание.
Всевышний говорит Иакову,- твои потомки будут как прах земной. И мудрецы видят в этом не указание на количество, но указание на природу, на принижение себя. Как прах земной уничижен и унижен.
Так и народу Израиля, для того, чтобы существовать как народу Израиля, нужно быть униженным. В этом его призвание.
И вторая часть обещания Всевышнего,- что произойдет, если народ Израиля будет в таком состоянии.
Писание говорит,- благословятся тобой все семьи земли.
Слово, которое обычно переводят как «благословятся», можно понять и по-другому. Слово «браха» (благословение) связано и с корнем «колено». Так называются не только органы человека, но и часть веточки растения.
Поэтому есть понимание, которое говорит,- привьются к тебе все семьи земли. Будут привиты к тебе.
В этом есть понимание, что народы мира должны придти и стать частью народа Израиля.
В этом назначение Израиля, в этом цель благословения.
Если мы воспользуемся толкованием Павла, который говорит, что Семя, это не просто потомки Иакова, но один конкретный потомок, мы поймем, что речь идет об Иешуа.
Иакову дано обетование, что от него будет рожден Некто, Кто унизит Себя до праха земного, и через это привьются к нему все семьи земли.
То есть, во сне Иаков видит последний день, день раскрытия Мессии.
И, проснувшись, Иаков дает клятву Богу. Он говорит,- если Всевышний сохранит меня в пути, и даст мне есть хлеб и одевать одежду, то будет Он мне Богом, и я принесу Ему жертву на этом месте.
На первый взгляд, это похоже на сделку, словно,- если Ты меня прокормишь и оденешь, я буду Тебе служить.
Многие из толкователей Торы так и понимают этот вопрос. И они говорят, что каждый из нас должен находить такого коммерческого Иакова. Мы должны выискивать, что в нас служит Богу в обмен на награды.
И суть нашего пребывания в изгнании – очищаться от этих зависимостей.
Другой подход говорит о том, что Иаков видит свои слабые стороны и просит защиты у Всевышнего. Это понимание основывается на традиционных образах толкования Торы.
Защита часто понимается, как сохранение речи человека, чистоты его языка.
Поедание хлеба часто служит символом семейной жизни, супружеской жизни. Одежда связана с пропитанием, с добыванием себе необходимого для житья.
Иаков, согласно этому пониманию, просит защиты у Всевышнего, можно сказать, просит милости у Всевышнего, чтобы Всевышний дал ему силу сохранить речь, удалиться от ненужной связи, от любви к тому, что не надо любить и удержаться от стяжательства. Для того, чтобы иметь возможность вернуться. Три качества, которые нужно хранить в изгнании, согласно этому пониманию.
Есть и еще одна ступень у понимания клятвы Иакова. Согласно этому пониманию, Иаков просит, чтобы Бог был с ним в его помыслах, сохранении его семейной жизни и на его служении, на его работе.
То есть, только тогда, когда Бог живет, проявляется жизнь Бога в человеке в этих трех проявлениях, только так он может сохранить веру, только так он может остаться Израилем.
Только через это он может вернуться домой.
В этом тоже можно увидеть прообраз того, что произойдет во дни Иешуа.
То что произошло с приходом Мессии,- Бог стал жить в человеке.
Для того, чтобы это произошло, нужно посвятить себя Ему. Свои мысли, свою любовь, свою надежду на пропитание, упование на заработок.
Через это происходит выход из изгнания.
И это то, что открылось Иакову в ту ночь и сказано было именно в то утро.
Ничего из этого не осуществилось в самом Иакове, но это было только начало пути, и это путь, который остается путем для каждого верующего.
Каждый человек должен пройти этот путь, в процессе которого в него вселяется Бог.
И это призвание, которое актуально и для нас.
Вот так, наверное, всё.
Источник
Источник